Юридические услуги

Контакты

SKYPE ALEXANDERVP13
+375(29) 126 34 04 VEL
+375(29) 278 33 57 MTC
E-MAIL:lawyer@lawyer.by
 

Мы в соцсетях

Форма входа

ПОСМОТРИ

Юридический форум Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

On-line

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Counter

Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Каталог TUT.BY Goon Каталог сайтов Каталог webplus.info




Воскресенье, 24.09.2017, 15:06
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Юридические и коллекторские услуги
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Условия использования информации

Информация, представленная на сайте, предоставляется бесплатно в информационных целях. Вы используете информацию на свой страх и риск. Сайт не несет ответственности за возможный ущерб, полученный при использовании материалов сайта, поскольку законодательство часто меняется. Информация актуальна на дату консультации, указанную на страницах.

Информация используется в справочных целях и не может заменить консультации юриста в конкретном случае.

Каталог статей. Вопрос-ответ


Главная » Статьи.Вопрос-ответ » Мои статьи

Лицензия на охранную деятельность и охранник

Для охраны объектов (имущества) юридических лиц можно пользоваться услугами объединения «Охрана» при Министерстве внутренних дел РБ, но кроме этого   юридические лица могут получить лицензию на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц и ввести в штат предприятия необходимое количество сотрудников, которые будут выполнять работу по охране имущества. Однако, трудовые отношения между нанимателем и работниками охраны имеют свою специфику. 

 

В соответствии с действующим законодательством охранную деятельность в Республике Беларусь регулируют следующие нормативные документы:

1.     Декрет Президента РБ от 23.12.1998г. №24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Декретов Президента РБ от 31.08.1999 №34, от 30.08.2002 №22) (далее – Декрет №24);

2.     Декрет Президента РБ от 14.07.2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет №17);

3.     Постановление СМ РБ от 20.10.2003г. №1360 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц» (далее – Постановление №1360).

 

Перечнем лицензируемых видов деятельности (Пункт 14 перечня к Декрету №17) установлено, что лицензию на деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц выдает Министерство внутренних дел РБ.

В соответствии с Декретом №17 Совет Министров РБ своим Постановлением №1360 утвердил положение о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее – Положение). В самом положении изложены две категории требований: 1. требования предъявляемые к юридическому лицу; 2. требования предъявляемые к штатным работникам юридического лица. Юридические лица несут ответственность за соблюдение всех предъявляемых требований.

Пунктом 13 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (далее – Положение о лицензировании) юридические лица (соискатели лицензии) должны заключать трудовые договоры с работниками, соответствующим требованиям, установленным пунктом 4 Декрета №24.

То есть, лицензия не выдается на осуществление охранной деятельности органам, юридическим лицам, охранная деятельность в (на) которых будет осуществляться лицами:

ü  имеющими судимость;

ü  признанными в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;

ü  которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

ü  состоящими на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, а также в органах внутренних дел;

ü  отрицательно характеризуемыми по месту прежней работы (службы), учебы;

ü  уволенными из судебных, налоговых и таможенных органов, органов прокуратуры, финансовых расследований, внутренних дел и государственной безопасности, а также воинских формирований и военизированных организаций по служебному несоответствию, за проступки, дискредитирующие воинское звание, за нарушение дисциплины и условий контракта;

ü  не достигшими 18-летнего возраста;

ü  не имеющими постоянного места жительства в Республике Беларусь.

В соответствии с п.17 Положения о лицензировании лицензиатам и их штатным работникам, осуществляющим лицензируемую деятельность, запрещается совершение действий, установленных пунктом 5 Декрета №24.

Это значит, что органам, юридическим лицам, которым выдана лицензия на осуществление охранной деятельности, и их штатным работникам, осуществляющим охранную деятельность, запрещается:

ü  осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Законом Республики Беларусь “Об оперативно-розыскной деятельности”;

ü  выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинских формирований и военизированных организаций;

ü  устанавливать и носить при осуществлении охранной деятельности форму одежды, не согласованную в установленном порядке с Министерством внутренних дел;

ü  носить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

ü  совершать деяния (действия, бездействия), ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, имущество юридических и физических лиц;

ü  осуществлять охрану физических лиц, не являющихся их штатными работниками, и не принадлежащих им объектов (имущества);

ü  осуществлять охрану грузов, перемещаемых по территории Республики Беларусь под таможенным надзором;

ü  обеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;

ü  передавать специальное разрешение (лицензию) для использования другим органам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Из вышеперечисленных требований, которые должны соблюдать юридические лица, абсолютно понятно, что эти же требования должны соблюдать штатные работники охраны и это должно быть отражено в их должностных инструкциях и (или)  в трудовом договоре (контракте). 

В соответствии со ст.26 ТК РБ запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством. Однако, пунктом 6 вышеупомянутой статьи предусмотрено, что наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. Прием на работу без указанных документов не допускается. 

Ни в ТК РБ, ни в других нормативных актах не предусмотрено, что наниматель обязан требовать, например, от работников, которые принимаются на работу для охраны, характеристику по месту прежней работы (службы, учебы), справку из прокуратуры (милиции) об предъявленном обвинении в совершении преступления, но фактически соискатели на должность охранника должны отвечать квалификационным требованиям предъявляемым Декретом №24.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, наниматель вправе помимо требований,  предусмотренных ст.26 ТК РБ, требовать от кандидата на работу предоставление сведений о себе в соответствии с п.4 Декрета №24. Все необходимые сведения  также можно отразить в анкете соискателя на должность охранника.

Согласно Декрета №17 в случае выявления лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензируемых видов деятельности, нарушений лицензиатом законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган:

-          либо дает лицензиату время для устранения нарушений;

-          либо приостанавливает действие лицензии;

-          либо действие лицензии прекращает.

 

Поэтому возникает вопрос: что делать, в случае, если будет установлено, что кандидат на должность охранника утаил какие-либо сведения или предоставил недостоверные сведения о себе и наниматель уже заключил с ним трудовой договор (контракт)?

Согласно ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь расторжение трудового договора, заключенного между нанимателем и работником, возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством о труде.

Изложенное означает, что наниматель не вправе включать в заключенный с работником контракт дополнительные условия увольнения, такие как судимость, постановка на учет в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, так как перечисленные условия не относятся к основаниям увольнения по инициативе нанимателя, предусмотренным трудовым законодательством. По аналогичной причине невозможно и увольнение по указанным основаниям.

При наступлении обстоятельств, перечисленных в п.4 Декрета №24 увольнение работника может быть произведено по п.3 ст.42 Трудового кодекса Республики Беларусь (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы). Таким образом, наниматель приобретет (либо сохранит) право на осуществление лицензионной охранной деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Alexsas (05.06.2009)
Просмотров: 5187 | Рейтинг: 0.0/0

Юридические и коллекторские услуги юрист Пыльченко Александр Васильевич © 2017-2013